b231c186

Blizzcon 2018. Закат Blizzard?

Скажу сразу, я был большим поклонником продукции этой компании. Что не удивительно: на этих играх я вырос – я помню, как, учась в школе, мы с друзьями играли в The Lost Vikings и как потом появились игры, оказавшие огромное влияние на игровую индустрию – Warcraft, Diablo… Эти и другие проекты компании не только стали родоначальниками новых жанров, но и подняли планку качества игровой продукции на практически недосягаемый уровень.

 

Я просто не понимаю, каким нужно быть идиотом, чтобы платить живые деньги за нарисованный танчик.

— Один мой знакомый

В принципе, история Blizzard во многом напоминает историю Apple. Инновации, качество, громкие анонсы на конференциях… разочарование и невыразительное существование в конце 2010-х?..

Чтобы не быть голословным, часть мой коллекции дисковых изданий близзардовских игр

Вчера открылся Blizzcon, конференция, являющаяся главным событием для поклонников бренда во всем мире. Каждый год миллионы пользователей продукции Blizzard ожидают это мероприятие точно так же, как миллионы пользователей айфонов, айпадов, макбуков и т.д. ожидают ежегодной презентации Apple, которая также проходит осенью. И причина такого внимания в том, что анонсы в рамках конференции позволят понять, во что мы будем играть в обозримом будущем. Да, Близзкон – это масса других событий, в том числе, таких как чемпионат по Hearthstone, Starcraft и Overwarch, конкурсы косплееров, выступление живых групп (например, Metallica – ну не круто ли), но главным образом, это анонсирование новых проектов и обсуждение связанных с ними подробностей в рамках панельных дискуссий. Поэтому остановимся на анонсах подробнее.

World of Warcraft, Overwarch, Heroes of the Storm

Три игры, с которыми были связаны наименьшие ожидания: для World of Warcraft в прошлом году вышло новое дополнение, поэтому он вчера получил новый ролик и питомца, Overwarch и Heroes of the Storm – новых героев. Прогнозируемо и ожидаемо. Поэтому с этих трех игр и началась презентация.

Warcraft 3

Да, все ждали ремастер одной из классических игр – либо Warcraft 3, либо Diablo 2. Теперь мы знаем, что это будет Warcraft 3. Обновленные ролики, графика в разрешении 4K, перерисованные лица – теперь физиономия Артаса состоит не из десятка полигонов, (хотя, если судить по роликам кат-сцен на движке игры, уровень лицевой анимации оставляет желать лучшего), переработанный пользовательский интерфейс.

Сразу после анонса игры, которая будет называться Warcraft 3: Reforged, было объявлено начало приема предзаказов. Итак, стандартная версия Warcraft 3: Reforged обойдется игрокам в 30 долларов, 40 долларов будет стоит Spoils of War Edition, включающее саму игру и кучу мусора: мясной фургон для World of Warcraft (смех в зале), карточную рубашку для Hearthstone, и различные мелкие бонусы для Starcraft, Overwarch и Diablo3.

Артас, Варкрафт 3,

Обновленный Артас

Для сравнения, Starcraft: Remastered стоит в Battlenet 10 (десять) долларов. Что продает нам W3: Reforged? Ностальгию? Потому что даже обновленная графика выглядит слабо по сегодняшним меркам и вряд ли привлечет молодую аудиторию. Но в Blizzard знают, те, кто играл в 2002, безусловно заплатят.

Так в чем же разница между Starcraft: Remastered и Warcraft: Reforged, чтобы вылиться в такую ценовую разницу? У Starcraft есть Starcraft II, после Warcraft III нет ничего.

 

Hearthstone

— Какая самая сильная карта в Hearthstone?

— Кредитная

Новое дополнение. Ничего неожиданного. С некоторой критикой со стороны игроков столкнулась в определенной степени детская стилистика аддона. И еще после экспериментов со стоимостью пополнений, Blizzard вернулись к классической ценовой политике – 2700 российских рублей за 50 комплектов (1000 рублей за 17 – малый предзаказ). Никаких золотых легендарных карт в подарок. Только 50 комплектов, рубашка и новый скин на Шамана.

Вообще, Hearthstone переживает не лучшие времена (с моей точки зрения, конечно же). Представители Blizzard настаивают на том, что на данный момент мы имеем наиболее сбалансированную мету, чем когда-либо. Отчасти, это правда. Но существующая мета маскирует другую проблему: последнее дополнение, «Проект бумного дня», прошло абсолютно незамеченным. Через месяц после выхода дополнения (обычный срок для того, чтобы начать выносить суждения о текущем положении дел) стало очевидно, что расклад архетипов не только не изменился, но что карты нового дополнения практически не играют. Одна-две карты (чаще одна) в каждой из ранее существовавших колод… Да, карты этого дополнения будут играть почти два года. Да, возможно, их будут играть больше после смены игрового года в апреле. Но пока что это выглядит так, что игроки заплатили по 70 долларов (стоимость предзаказа из 70 комплектов + золотая легендарная карта + скин на Чернокнижника, выглядящий, по мнению довольно большой части игроков, безобразно) за сотню карт, которые просто лежат в коллекции в ожидании своего часа.

Вместо этого нам постоянно предлагают что-то купить вроде скина «сэр Раздражаль» для Паладина.

Новое дополнение называется «Растахановы игрища». Дата выхода: 4 декабря. Предзаказ открыт.

 

Diablo

И, наконец, самое вкусненькое. Больше всего ожиданий было связано именно с Diablo. Каких-либо глобальных новостей о разработках во вселенной Diablo ждали еще в прошлом году, что не удивительно: сама игра вышла в 2012, единственное дополнение – Reaper of Souls — в 2014. Вместо этого на Blizzcon 2017 был анонсирован новый герой – Некромант по цене, превышающей и оригинальную игру, и дополнение. Это вылилось в массу негативных откликов от фанатов Diablo в прошлом году, однако в этот раз все зашло еще дальше.

На Blizzcon была анонсирована новая игра, получившая название Diablo Immortal, в качестве эксклюзива для мобильных устройств (iOS и Android). Даже если не принимать во внимание тот шокирующий факт, что Diablo тупо слили на мобилы, первый взгляд на демонстрационный ролик геймплея позволяет понять, что перед нами – портированная на переносные устройства обрезанная версия все того же Diablo 3.

Это все, чем были заняты Blizzard последний четыре года? Созданием героя некроманта и отрисовыванием бесконечных «древнейших древних мечей древности», которые на 2% лучше «древних мечей древности» для выкачивания денег из тех, кто еще не бросил играть в этот практически мертвый проект? (Diablo Immortal разрабатывается китайской NetEase). За 4 года от лидера индустрии ожидали анонса если не Diablo 4, то хотя бы нового дополнения к Diablo 3.

Поэтому вполне понятно, что промо-ролики Diablo Immortal набирают в сети рекордное для Blizzard количество дизлайков. Понятно, когда на Blizzcon на стенде Diablo никто не стремится поиграть в Diablo Immortal.

Тот самый момент

Но вишенкой на торте стало то, что во время панельных обсуждений во время сессии вопросов-ответов парень в красной футболке с логотипом «Diablo» подошел к микрофону и спросил: «Это что, запоздалая первоапрельская шутка?..», на что разработчики растерянно начали сыпать штампованными фразами: «нет…бла-бла-бла… это будет полноценный игровой опыт… бла-бла-бла»… Неслыханное событие для Blizzcon, мероприятия, на котором все должны радоваться и выражать любовь и обожание продукции этой компании.

Что дальше?

В прошлом году компанию покинул Бен Броуд (Ben Brode), гениальный (как показало время) директор Hearthstone. Он и еще один бывший сотрудник Blizzard создали новую компанию, которая будет заниматься разработкой игр.

Несколько месяцев спустя пост президента Blizzard покинул Майкл Морхейм (Michael Morchaime), один из основателей компании, официально передав пост во время открытия Blizzcon перед началом презентаций.

Какой символизм: Blizzard покидают те, чьими стараниями компания вышла в лидеры игровой индустрии – компания меняется. В своей речи Морхейм вспоминал, как в 1990-х Blizzard начинали работу с желанием создавать лучшие в мире игры.

Сегодня компания не создает игры. Ее последняя оригинальная игра, Heroes of the Storm, вышла в середине 2015 года, и, как показал Blizzcon 2018, в ближайшие годы нам не стоит ждать новых разработок.

Вместо создания интересных и вдохновляющих игровых вселенных Blizzard создает денежные потоки, паразитируя на предыдущих достижениях или приобретая активы других разработчиков (например, Destiny 2 от Activision). Клепание дополнений, скинов, бесконечная торговля лутбоксами – это никак не вяжется с тем, за что компанию любили в 1990-2000-х.

Из Blizzard уходят топовые разработчики. Для того, чтобы освободить места топовым менеджерам по продажам?

Сегодня игрокам предлагается за 25 долларов купить виртуальный билет на Blizzcon, который когда-то был местом анонсирования передовых разработок, а сейчас – телемагазином для продажи виртуального хлама под громким словом «коллекционирование». 25 долларов за возможность второй год подряд наблюдать, как Blizzard не делают практически ничего.

И то же самое произошло с Applе. Под соблазном легких денег гиганты пали.

 

Больше об играх Blizzard: 

Почему я больше не играю в Hearthstone

TES vs. HS