В 2017 году это уже становится похожим на тенденцию: уровень (не творческий) приглашаемых исполнителей становится выше, в то время как интенсивность самих фестивалей заметно снижается. Мне сложно судить об A-fest — говорят, там была совершенно иная ситуация, — но к Lidbeer и Камянице это относится в полной мере.
Камяница — фестиваль, который проводится уже девятый (!) год подряд. С некоторой долей уверенности, его можно назвать старейшим open-air фестивалем страны.
Главное наше национальное сокровище
В то же время, это фестиваль фольклорной музыки. Скорее, даже национальной культуры, поскольку фестиваль не сводится только лишь к выступлению музыкальных коллективов.
Поэтому символично, что фестиваль проводится в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта, расположенном в поселке Озерцо Минского района в пятнадцати минутах езды от белорусской столицы.
К слову, фестиваль носит благотворительный характер: все сборы от продажи билетов идут на развитие музея.
Традиционно на фестиваль приезжает много людей в национальных костюмах, и первое, что бросается в глаза — в этом году их стало меньше. Говорят, это связано с тем, что организаторы перестали предоставлять бесплатный вход таким людям по причине роста популярности «печатных» вышиванок — вышимаек, которые по своей сути представляют собой футболки с напечатанным на них белорусским орнаментом.
Однако были и настоящие национальные костюмы, и, что приятно, не только у представителей старшего поколения.
Вторым новшеством фестиваля стал большой экран на сцене. Нет, он не транслирует концерт, как на других фестивалях, однако используется для создания довольно красивого видеоряда — тематического в случае Theodor Bastard, концептуального в случае ONUKA.
Перед выступлением хэдлайнеров фестиваля, с помощью экрана зрители могли спеть караоке под живую музыку.
Пожалуй, главным разочарованием Камяницы в этом году стало не состоявшееся выступление группы Shuma — каким-то образом организаторы не рассчитали время. Даже более короткое время на смену сцены перед выступлением ONUKA не спасло бы ситуацию — украинцы завершили свое выступление за пределами отведенного времени.
Несмотря на увеличившееся количество точек питания, довольно много людей провели значительную часть времени в очередях — сначала за едой и напитками, потом в туалет. Еще один минус инфраструктуры фестиваля — отсутствие освещения по дороге от главной сцены до стоянки/автобусной остановки — музей работает в дневное время. Здесь стоит сказать спасибо водителям пожарных машин, которые осветили часть пути прожекторами. Из плюсов — автобусы, организованные для доставки зрителей от станций метро до места проведения фестиваля.
С погодой повезло. Не так, как хотелось бы, — солнца так и не было, но не было и дождя, что никак не сказалось на зрительскую активность на территории фестиваля. Традиционные игры на свежем воздухе выглядели довольно лениво.
Из сильных моментов — лайн-ап фестиваля. Как и обещал бессменный ведущий фестиваля Олег Хоменко, в этом году целью организаторов было доказать, что фолк может звучать современно.
И действительно, хэдлайнеры фестиваля — российский коллектив Theodor Bastard (о выступлении группы можно почитать здесь) и украинская ONUKA (фотоотчет о сете ONUKA здесь) не разочаровали: в обоих случаях слушателям была представлена довольно разнообразная современная музыка с долей национального колорита.
Даже несмотря на более скромную спонсорскую поддержку в отличие от других фестивалей, ничто не мешает надеяться на то, что старейший из существующих белорусский open-air фестиваль, который в следующем году отметит свой первый юбилей, продолжит развиваться таким образом, чтобы помимо интересных исполнителей он мог радовать слушателей также соответствующим комфортом.
Смотрите также: