Много ли вы знаете людей, которые нравятся абсолютно всем? Ваша бабушка? Несомненно. А в планетарном масштабе? «Кроме китайцев, пожалуй», — отшутился я, когда в разговоре его охарактеризовали этой емкой фразой, на что ответом было — в Китае очень много буддистов. Да, пожалуй, кроме китайского руководства, но говорят, у каждого хорошего человека должны быть враги.
Тензин Гьяцо (Тенцзин Гьямцхо в другом написании), урожденный Лхамо Тхондуп, более известный как Далай-лама XIV, сегодня возглавляет список 100 самых влиятельных духовных лидеров мира. Он — отец для всех, кто исповедует тибетский буддизм. Его с почетом принимают во крупнейших университетах мира. Он часто встречается с лидерами мировых держав. Но одновременно с этим, он является одним из самых простых и открытых людей из всех, что я когда-либо встречал в жизни (после моей бабушки, конечно же).
Так получилось, именно в ответ на мой вопрос во время пресс-конференции прозвучала его знаменитая фраза: «Я простой монах«. Да, именно так Далай-лама описывает себя. «Никакой я не духовный человек. Я простой человек. В 2001 году я сложил с себя часть политических обязанностей, а в 2011 — окончательно перестал быть главой тибетского правительства в изгнании. Теперь я простой монах. Наполовину монах, и наполовину — ученый. Я не духовный человек«.
Забавный факт: свои учения Далай-лама проводит на тибетском языке, в то время как общаться предпочитает на английском, что дает возможность обратиться к нему напрямую. Однако иногда знание языка подводит Его Святейшество. Например, мой вопрос он не понял. Когда переводчик спохватилась и попыталась остановить Далай-ламу, чтобы пояснить, что именно имелось в виду, я попросил ее не делать этого: мы в любом случае услышим интересную историю. И бог с ним, с вопросом.
Игнорировать протокол, внести сумбур в планы организаторов — это все он. Полчаса рассадки, установки и настройки оборудования, чтобы потом, вскочив на ноги, в спешке разворачивать камеры и менять объективы: «Его Святейшество решил пройти на сцену через вас». Далай-лама идет через плотную толпу, здороваясь с журналистами. Несмотря на свой возраст — а в этом году ему исполнилось 82 — он помнит каждого в лицо. Он обнимает Марека, журналиста из Польши, который рассказывает о Далай-ламе уже седьмой год, называя его старым другом.
Это именно он предлагает сделать групповое фото. И он же разрушает эти планы: его внимание привлекла девушка-журналист с ярко-красным цветом волос: «Скажи, ты с какой планеты? Ты другого цвета«. И узнаваемый заливистый смех — так смеется только Далай-лама.
Для него общение с журналистами — не повинность. Пожалуй, это один из немногих мировых лидеров, кто не только осознает существенную роль прессы для продвижения своих идей, но и открытого говорит о ней: пресс-конференция началась с короткого обращения к журналистам, в котором Его Святейшество призвал прессу обращать внимание читателей на гуманистические идеалы.
А после пресс-конференции — сразу же в большой зал к тысячам зрителей, где в течение двух дней лидер тибетских буддистов давал учения по двум философским трактатам, посвященным медитации («Ступени созерцания» Камалашилы и «Краткий ламрим» Чже Цонкапы).
Несмотря на поразительную для такого возраста ясность ума — Далай-ламе иногда требуется помощь при передвижении, но вы никогда не определите его возраст, когда он говорит, — в этом году вторую сессию Его Святейшество уступил молодому Янтингу Ринпоче, советнику Далай-ламы по религиозным вопросам. На третий день Далай-лама встретился с творческой интеллигенцией, а также провел учения по Дзогчен, которые изначально планировались закрытыми, но в последний момент Его Святейшество прямо со сцены пригласил всех желающих.
А желающих увидеть Далай-ламу тысячи. Не первый год они стекаются в Ригу из многих стран, в которых его любят и ждут, — ну кто хочет ссориться с Китаем, который за последние десятилетия выбился в ряды супердержав. Проще отказать в визе одному монаху, к тому же уже не возглавляющему тибетский народ. (Чувствуете противоречие?)
Главным образом, это паломники. Жители буддистских регионов России — Бурятии и Калмыкии, граждане Монголии, а также других стран: Эстонии, Польши, Литвы, Украины, Беларуси… Люди всех возрастов, разных социальных слоев. Те, кто видит в нем религиозного лидера, но и те, для кого Далай-лама — один из крупнейших мыслителей и гуманистов ХХ века.
В надежде увидеться с ним, прикоснуться к нему люди собираются у сцены, выстраиваются в очереди. Кто-то из пришедших надеется на чудо, а для кого-то чудо — он сам.
И он старается. Он действительно старается уделить внимание каждому: ответить спрашивающему, помочь просящему, на каждого посмотреть, каждому улыбнуться.
И иногда заметно, как становится прозрачным, растворяется его тело, разрушаемое годами и напряженным рабочим графиком. Но такова жизнь того, кого считают воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, будды бесконечного сострадания, — быть там, где ждут, быть там, где нужен, давать учения, проводить инициации, встречаться с сильными мира сего, делать все от него зависящее, чтобы сделать этот мир лучше.
Возможно, это прозвучит парадоксально, но, мне кажется, во время учений не так уж важно, что он говорит — даже несмотря на всю глубину познаний, тот же Янтинг Ринпоче с преподаванием философии и основ практики справится не хуже, а то и лучше — все-таки он представитель нового поколения, тех, кому принадлежит XXI век.
Далай-лама — это прежде всего блестящий пример, символ того, на чем основано его учение: неустанное развитие, постоянная работа над собой, ясное рациональное мышление, и главное — безграничное сострадание и самоотверженное служение людям.
Смотрите также:
Далай-лама в Риге. Учения для стран Балтии и России. Часть 1